ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

Требования статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязывают прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Анализируя характер устных обращений граждан в прокуратуру района, установлена необходимость разъяснения действующего законодательства по большинству возникающих вопросов.

Нормы действующего федерального законодательства разъясняет помощник прокурора Туруханского района юрист1 класса  Монахова О.В.

Вопрос: Работодатель лишает премии за опоздание на работу, законно ли это?

Ответ: Опоздание, по своей сути, является видом дисциплинарного проступка, под которым, в соответствии с 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка, работодатель имеет право применить одну из указанных в ст. 192 ТК РФ мер взыскания, а именно: замечание, выговор, увольнение.

В соответствии с ч.4 ст.192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ или иных законов, уставов о дисциплине.

В любой организации существует система премирования, которая в силу ч.2 ст.135 ТК РФ устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В свою очередь локальные нормативные акты издаваемые работодателем, в обязательном порядке под роспись доводятся до сведения работников организации. Соглашения и коллективные договоры должны быть в свободном доступе.

Если действия работодателя расходятся с положениями вышеуказанных актов и ТК РФ, то работник вправе обратиться в Государственную инспекцию труда с соответствующим обращением.

Вопрос: В каких случаях лицо будет нести уголовную ответственность, а в каких – административную за незаконную рубку лесных насаждений?

Ответ: Одним из проявлений защиты лесных ресурсов от незаконных посягательств выступает закрепление на законодательном уровне ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, в частности требованиями статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) требования статьи 8.28 также закрепляют ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.

Согласно пункту 22 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами, законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», разница в данном случае заключается в том, что по ст. 8.28 КоАП РФ лицо будет нести ответственность только в том случае, если размер причиненного ущерба от повреждения лесных насаждений до степени прекращения их роста не достиг размера, указанного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.

Согласно данному примечанию, значительным размером (ч. 1 ст. 260 УК РФ) признается ущерб, который превышает 5 тысяч рублей, крупным размером (ч. 2 ст. 260 УК РФ) — 50 тысяч рублей, особо крупным размером (ч. 3 ст. 260 УК РФ) — 150 тысяч рублей.

Данный размер исчисляется по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, установленным в Постановлении от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Таким образом, лицо будет нести административную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений только в том случае, если причиненный ущерб лесному фонду составляет не более 5 тысяч рублей.

Вопрос: Обязан ли охотник по требованию государственного инспектора по охране животного мира предъявлять разрешительные документы на право осуществления охоты при нахождении в охотничьих угодьях?

Ответ: В соответствии с пп. 3.3.1 п. 3 приказа Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении правил охоты» при осуществлении охоты, охотник обязан предъявлять по требованию государственного инспектора, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, разрешительный документ на право осуществления охоты при нахождении в охотничьих угодьях.

За непредъявление по требованию указанного должностного лица осуществляющего государственный охотничий надзор — охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием предусмотрена административная ответственность для граждан в виде лишения права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой (ч.1.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вопрос: Возможно ли изменить фамилию ребенка без согласия отца, с которым ребенок не проживает?

Ответ: В соответствии со статьей 59 Семейного Кодекса Российской Федерации до достижения ребенком возраста четырнадцати лет, если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Так же необходимо учесть, что изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Вопрос: Должны ли лекарственные средства иметь обязательную маркировку, которая позволит проследить путь от производителя к потребителю?

Ответ: Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» предусмотрена обязательная маркировка лекарств, которая позволит проследить их путь от производителя к потребителю. Данное требование будет обязательно в России с 1 января 2020 года. С 1 января 2018 года работает система мониторинга лекарств. На каждой упаковке должен ставиться специальный код, в котором зашифрована информация о производителе, партии продукции и свойствах препарата, о единой базе препаратов, которая создана Федеральной налоговой службой.

На некоторых лекарствах уже появились коды. По ним покупатель может при помощи смартфона, загрузив приложение «Проверить маркировку товара» от ФНС, или с помощью сканера в аптеке проверить легальность препарата. Пока производители делают это добровольно.

После 1 января 2020 года все непромаркированные лекарства окажутся вне закона, их нельзя будет продать. К тому же в отношении лекарств, включенных в список жизненно необходимых, и применяемых при тяжелых недугах, маркировка будет введена раньше.

За производство или продажу лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения средств идентификации юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос: Имеются ли в настоящее время какие-либо изменения по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка?

Ответ: С 1 января 2020 года изменился порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает, в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Предусмотрено, что гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в течение трех лет со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата назначается до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет.

Также устанавливается, что осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка прекращается, в числе прочего, при достижении ребенком возраста трех лет – со дня, следующего за днем исполнения ребенку трех лет.

Вопрос: Вправе ли должностные лица местного самоуправления совершать нотариальные действия в населенных пунктах где отсутствует нотариус?

Ответ: С 1 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 N 226-ФЗ, который уточнил перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления, и круг таких лиц.

Законодатель разрешил совершать нотариальные действия главам органов местного самоуправления, но только тех, где не только нет нотариуса, но и при этом нотариальная палата региона не утвердила график выезда нотариуса для обслуживания этого населенного пункта.

При этом указанные лица смогут выполнять только простые нотариальные действия, не требующие специальных знаний и высокой юридической квалификации (в частности, удостоверение доверенностей, верности копий документов или подписи и т.п.). Эти услуги будут доступны только местным жителям, зарегистрированным на данных территориях. Из компетенции должностных лиц выводятся составление завещаний всех видов, наследственных договоров и ряда иных сложных и значимых документов.

Помимо этого, согласно закону, сведения о тех нотариальных действиях, которые совершают должностные лица местных администраций в четко определенные сроки должны поступать в нотариальную палату региона, где они вносятся в реестры информационной системы нотариата.

Если нотариуса нет в шаговой доступности, но необходимо обратиться за помощью в нотариальную контору, граждане могут либо приехать в населенный пункт, где она расположена, либо ждать выезда нотариуса, который совершает их с определенной периодичностью.

Помощник прокурора
Туруханского района

юрист 1 класса                                                     Монахова О.В.

Комментирование запрещено